Сегодня: 24.06.2003
Последний выпуск: 24.12.2002
Посетите Absolute Games
       

19 февраля 2000 года:   Shareware

После целой вечности ожидания, кажется, что-то стало проясняться. Я попытался пошевелить пальцами ног и мне это удалось. Так, это не сюда. А сюда - приветствую! В качестве компенсации за столь долгое ожидание могу предложить первую часть нового рассказа небезызвестного Вам max'а. Хочу только сразу предупредить, что любые совпадения действующих лиц и происходящих событий там являются случайными, а автор не является Сергеем Лукьяненко :) Продолжение последует непременно. Вы почитайте, почитайте.

А уж потом продолжим. Некоторое время назад разослало повсюду свои пресс-релизы агенство SHPAGA, которое собирается оказывать помощь Shareware играм. И задумался я, сидя в своем темном и мрачном углу роскошного особняка Absolute Games в центре Москвы, о том, что же такое Shareware, и каким образом может быть связано с ним будущее компьютерного игростроения, и может ли быть оно связано с ним вообще.

Что вообще представляет собою Shareware? Простите мне, что я пытаюсь это описАть, если это Вам уже прекрасно известно, о терпеливый читатель, потому что я тоже полагал, что тут все ясно, пока не попытался сформулировать для себя это понятие и применить его к нашим баранам... игрушкам то есть. Shareware в своем изначальном понятии подразумевало некую свободно распространяемую программу, без физических ограничений по функциям и по времени. А отсутсвие таковых было не только требованием неписаных законов жанра, но и задокументированным в каких-то там документах каких-то там shareware'ных организаций. При этом разрешенный срок бесплатного пользования программой, вроде знаменитых 30 дней, оставлялся на совесть пользователя. Что, естественно, ни к чему хорошему не привело :) После чего в таких программах стала проявляться либо неполноценность, исправляемая регистрацией, либо срок службы истекал физически. Подозреваю, что появление shareware - игр относится уже к этой стадии развития, потому что совсем уж халявную игру я себе не припомню.

То, что в прошлом игры прочно опирались на систему Shareware, сомнений не вызывает. Как ни странно. Казалось бы, с глобальными компьютерными сетями только-только полегчало, и то еще не вполне удовлетворительно, и распространение по ним игр вообще не предусматривалось законами природы. Видимо сыграло тут свою роль то, что и игры были поменьше, и сети розничной торговли, получается, поднялись еще позже интернета и его менее удачливых аналогов. И предков.

А не вызывает это сомнений в том числе и благодаря не так давно появившейся на Tresh's FiringSquad второй части знаменитого интервью John'а Carmack'а, в котором он, помимо своих традиционных откровений о вреде сюжета и прочего напряжения извилин в игре, претендующей на хитовость, высказал и на удивление интересные мысли, и они были именно о shareware. Во-первых, он напомнил всем, что до появления первых боксов с играми от id этой id были выпущены две трилогии про Commander'a Keen'a, которые в виде shareware приносили им от 100 до 150 тыс. долларов в год первая, и по полмиллиона долларов в год - вторая. На протяжении скольки лет они это приносили, он, правда, умалчивает :) Но тем не менее картина ясна. Почему я снова пустился в цитирование великих?.. Хотя бы потому, что за свою бурную жизнь Джон заработал на играх немножко больше меня, и, следовательно, понимает в этом толк немножко побольше. Так жестоко устроен наш мир :)

Как будто почувствовав, что наш с Вами взгляд устремлен не в темное прошлое, а в суровое настоящее и туманное будущее, Джон там же публично признал то, о чем и я хотел сказать в связи с темой shareware. Честно, совпадение. Оказывается, не только мне кажется, что издатели, подталкиваемые к этому всеми этими ритейлерами, не склонны поощрять разработку каких-то новых идей, какого-либо отступления от рыночных, можно сказать, клише. Да что там поощрять, скажем прямо - они не дают на такое денег. При этом в суровых условиях американского в особенности рынка система shareware представляется чуть ли не единственной возможностью воплотить свежие идеи. Ну, не идеи пока, а лишь идейки, но это до поры - до времени, пока коннекты не станут толстыми, а винТчестеры - объемными. Не к ночи будь помянут, тот же Кармак, в том же интервью, как раз и сказал, что с другой стороны (от плачевной ситуации с розничной торговлей), он рад тому, что кто-то может делать небольшие игрушки и зарабатывать на них пару сотен тысяч в год, распространяя их через интернет. И что, держась вне мейнстрима, этим можно зарабатывать деньги. Вот что радует, други.

А то, что такие игрушки пока именно "небольшие", связано лишь с техническими преградами, а они преодолимы. Идеологических и концептуальных преград появлению, скажем shareware игр категории "A" я не вижу. Так что для собственного спокойствия решим, что shareware - это не характеристика программы (конкретно - игры), т.е. не означает ее размера, качества, или каких-то свойств, а лишь форма распространения. И все встанет на свои места. Главным назначением shareware, очевидно, является предоставить возможность опробовать игру перед тем, как выложить за нее деньги. Постольку, поскольку возврат денег в случае неудовлетворенности, обеспеченный, кстати, законом о правах потребителей, с программным обеспечением как-то не срабатывает :) Единственный пример двухнедельного moneyback'а, мне известный - это 3d редактор Truespace.. Следовательно, демо-версии игр, выпускаемые разработчиками - это уже половина shareware. Вторая половина - продажи прямо через онлайн, не в смысле оплаты, а и в смысле доставки игры до покупателя, кое-где у нас порой тоже начинает вырисовываться, как, например, в магазине 3DO. Но и там кое-как, либо устаревшие M&M, либо "сопутствующая" Arcomage. Текущие и будущие ударные тайтлы все же выходят на дисках.

И ведь что интересно. Подвергнуть пиратскому надругательству игру, дающуюся скачаться после оплаты труднее, чем нарезанную на компактный диск. Не то, чтобы уж прям трудно, но все же сложнее. Так что в интересах же издателей, получается, переход на shareware. Одно только "но" и остается, зато существенное - одним из признаков игры - 2000 является размер в три гигабайта. На том только и держится шаткое царствие розничных компаний :)

А началось все со Шпаги. А Шпага, она не только предлагает shareware разработчикам услуги по рекламе и продаже этого их shareware, но и готова помочь трудом программистов, художников и музыканта. То есть поучаствовать в доводке игры подобно заботливому издателю в старом, человечном понимании этого имени :) Хотя, конечно, пока что shareware'ность игрушки пока что означает ее упрощенность и скромные фичи, но мало ли как оно обернется. Вдруг.

Была, и до сей поры есть такая игра - MDK. Не знаю, как у кого, а среди меня она произвела в свое время настоящий фурор. То время я помню довольно смутно, но мне кажется, что анонс продолжения c нетривиальным названием MDK 2 произошел почти сразу по выходу первой части, и с тех самых пор мы, фанаты, ждем ее неустанно. И это интересный нехарактерный случай, так как в игростроении широко известно такое явление, как передержка. Ждать надоедает то есть. А MDK2 - не надоедает, вот ведь как оно... Но тут на просторы были выпущены очередные скриншоты из него, и вот что они навеяли. Может, я романтизирую, но первый MDK был каким-то блестящим что-ли. Сияющим, что и было всеми подмечено в связи с названием разработчика - Shiny. Это, конечно, было совпадение, но очень уж удачное. Смотрим мы на наброски MDK 2, и видим что-то довольно понурое. Cовременным стандартам оно вроде бы соответствует, но это говорит лишь не в пользу современных стандартов. Вроде бы и текстуры знатные, и все такое. А не сияет. А про главных героев один мой знакомый хорошо сказал что-то вроде: "Ну и что, что на кусочки разваливаются, зато не спрайтовые"... Мда. Я вот думаю - легитимно ли это вообще, продолжение игрушки изготавливать другой компанией. Нет, Bioware это отличный разработчик, да и практика такая нынче не редкость. Но, может это сравнение несколько и натянуто, но дети разных родителей не могут ведь быть братьями? В смысле всех четырех разных родителей.

А вот Dark Reign 2 радует. Невзирая на тоже непонятно каких родителей :) Эх, ждать нам его и ждать, как минимум до лета...

И зря люди с фонариками бродят по пустынным залам особняка, изредка восклицая: "Типа, ау!". Я останусь в своем темном углу думать свои черные мысли...


[an error occurred while processing this directive]
Реклама на AG

ОБСУЖДЕНИЯ
ПИСЬМО АВТОРУ
ПРОШЛЫЕ ВЫПУСКИ
Химия на службе у игростроения »»

Приставки и японцы. Игроделы и ограничения »»

Наше, родное, отечественное. »»

Игры и религия »»

ГАЛЕРЕЯ
Участник Rambler's Top100

© 1999-2000, Skive & Design © 1999-2000, Zombiek

Сервер Absolute Games не несет ответственности за публикуемые на этом сайте материалы.
Мое мнение часто может не совпадать с Вашим или мнением редакции AG.