Сегодня: 24.06.2003
Последний выпуск: 24.12.2002
Посетите Absolute Games
       

28 февраля 2000 года:   Legalize It!

Приветствую! Обычное мое состояние - писАть, о чем хочется. Сегодня же я вынужден поступить совсем наоборот и осветить тему, которую нужно. Как Вы уже, наверное, в курсе, начальники сразу как минимум двух отделов управления ГУВД Москвы с угрожающим названием УБЭП в одностороннем порядке сократили срок действия лицензий у двух столичных радиотехнических рынков - в Митино и "Горбушки". Не иначе как сговорились. Повод у них для этого был как всегда простой - торговля т.н. "контрафактной" аудио- видео- и софтверной продукцией. Если этому акту законопослушания дадут таки сбыться 29 марта сего года, это нанесет непоправимый урон московскому геймерскому коммьюнити, после которого у него есть все шансы не оправиться. Нашей единственной надеждой на развитие компьютерной культуры в России, да и в ближнем зарубежье, является массовый характер и доступность объектов этой культуры. А культура это, как бы нам ни казалось отсюда, из всемирной паутины, по-прежнему недалеко ушла от уровня 1913 года. И что мы видим под благопристойной оберткой этих телодвижений за соблюдение буквы закона? Мы видим за этим стремление лишить нас той самой единственной надежды и выбить почву у слишком активно, на чей-то загадочный взгляд, развивающейся области.

Какое моральное право я даю себе оценивать ущерб, причиняемый такими действиями обществу, в то же время совершенно игнорируя права угнетенных авторов, нарушаемые пиратской продукцией, а такжде уголовное и гражданское законодательство? Полное. Здесь, вот на этом самом месте, не сойти мне с него, если я вру, я долго пытался сформулировать свое отношение к действующей международной (а точнее - американо-европейской) концепции интеллектуальной собственности вообще и к ее частным проявлениям в виде законодательства. Рассказать Вам о том, как однажды появились совершенно новые неизвестные доселе продукты человеческого труда, состава нематериального, к которым были неприменимы обычные для другой продукции понятия, такие как конкретный экземпляр, но при этом обладающие врожденным свойством самовоспроизведения, которое при этом является и основной формой их существования. И как никто не захотел составлять новых законов, исходящих из их свойств, как до этого исходили из свойств объектов материальных старые законы. Но вдруг увидел, что очень во многом мои попытки перекликаются с довольно древней статьей самого Дж.П.Барлоу, "Экономика идей". Можете почитать в "РЖ", там по-русски. Если вышемноюнаписанное кажется Вам слишком запутанным и малоосмысленным, то на это и был расчет людей, стоявших у истоков "защиты авторских прав" - сделать свою позицию "заплати и живи спокойно" простой и понятной даже дебильному ребенку. Она заведома была и будет доступней, чем смутные высказывания сторонников формирования новых отдельных правил распределения новой формы продукции. Когда-то Земля была плоская, а люди, полагавшие, что она круглая, воспринимались неадекватно. Потом, согласившись с грехом пополам считать Землю круглой, решили, что пускай она останется в центре вселенной, которая пусть крутится вокруг нее. Но в реальности Земля от этого всего не перестала крутиться вокруг Солнца, и даже ни на вот столечко не приблизилась к центру всего сущего. С программным обеспечением надо было что-то делать, и к законам об интеллектуальной собственности с грехом пополам что-то там добавили; но ввести новые концепции было не с руки. Не с кармана. В-общем очень некстати, прямо как в свое время вращение Земли вокруг Солнца, а может быть и еще более некстати. Не говоря уже о богопротивной мысли о том, что солнц может быть бесконечное множество. За такое вообще в приличном обществе положено сжигать.

Это все становление права на копирование (а не авторского), понятное дело, происходило не у нас. Хотя и там наблюдаются противоречия, но внедрение в России тамошних норм происходит уж совсем противоестественно. Так как у нас становление этой стороны человеческой деятельности происходило совсем по другому. Наше отставание от развитых стран в области вычислительной техники и опирающихся на компьютеры коммуникаций хоть и велико, но теоретически преодолимо лишь благодаря терпимому отношению к нарушениям копироваьного права. Заметьте, я говорю - терпимому отношению, а не разнузданному торжеству беззакония, как тут у нас некоторые пытаются представить. Это было верно в период вообще появления компьютеров на неприспособленных для этого просторах нашей родины, это верно и по мей день. Противоестественное законодательство не придаст этому процессу ничего, а отнять может многое. Как правило, долгоживущие законы формировались как инструмент закрепления сложившихся в обществе норм. Иначе они становились короткоживущими. Как сказано еще в далеком 94 у Барлоу - "Всегда, когда существует такое глубокое расхождение между законом и социальной практикой, приспосабливается к этому отнюдь не общество". "Законы о программном пиратстве настолько не воплотимы на практике, а их нарушение стало настолько социально приемлемо, что, похоже, лишь считанные единицы вынуждены, руководствуясь страхом или сознательностью, им подчиняться". Это оттуда же. Казалось бы - банально, но слова "социально приемлемо" обычно почему-то опускаются целомудренными сторонниками оставления всего как есть. Вы никогда не задумывались, почему алкоголь и наркотики рассматриваются на законодательном уровне как две разные вещи? Точнее, почему алкоголь легален? Или почему из уголовного кодекса исчезли статьи о спекуляции, совсем, кстати, недавно? В развитых западных странах недаром существует и допускается определенный баланс между "пиратским" и "легальным" оборотом софта. Точнее, речь идет об определенном соотношении количества населения и легальным оборотом, потому как нелегальный оборот никому не известен, тем более ФБР. Все, что сейчас требуют от нас международные организации взамен на приобщение нас к цивилизации - это установление такого же баланса и у нас. Но специфика-то другая российская. И наверняка не в том дело, что " нам лишь бы все нахаляву". А в том, что у нас экономический строй другой. Другой, хоть и делает вид, что такой же.

В-общем, что "у них", что "у нас" - мертворожденные правила ни силой внушения, ни просто силой не оживить. Нужно набраться смелости, и сообщить неприятное известие родственникам покойника. И наши хотя бы правнуки с удивлением будут разглядывать в учебниках новейшей истории фотографии бульдозеров, уничтожающих компакт-диски. Или без удивления, как уже наших детей не удивишь тюремным заключением за ту же спекуляцию - они просто не поймут, что это такое, и как такое могло быть. Будем надеяться, что в данном нашем конкретном случае здравый смысл, или хотя бы коррупция предотвратят затеянное ментами злодеяние. Иначе в недалеком будущем мне не о чем вам тут будет писАть.

Но перейдем от вопросов плачевных к вопросам организационным. Пользуясь служебным положением, хочу сообщить, что моя домашняя страничка (бывает и такое :) переехала и нынче покоится по адресу skive.newmail.ru. А мой сайт о Fallout 2, соответственно, там же - на skive.newmail.ru/fallout.

Из серии "точно не уверен, но вполне возможно, что стоит поиграть" ближайшим номером значится Majesty, то ли стратегия, если верить интуиции, то ли "симулятор фентезийного королевства", если верить разработчикам. С точными датами фигня, они колеблются в зависимости от страны и от новостного сайта :), но может появиться и 10 марта. Так что, пока есть где покупать...

А еще вышла новая версия незаменимой в повседневной жизни программы ICQ Plus, единственной неигровой программы, что здесь освещается. Вот ее сайт. Всем пока, может еще встретимся.


[an error occurred while processing this directive]
Реклама на AG

ОБСУЖДЕНИЯ
ПИСЬМО АВТОРУ
ПРОШЛЫЕ ВЫПУСКИ
Игры и Linux »»

"Князь" - странная штука »»

Игры как объекты культуры »»

Весна »»

ГАЛЕРЕЯ
Участник Rambler's Top100

© 1999-2000, Skive & Design © 1999-2000, Zombiek

Сервер Absolute Games не несет ответственности за публикуемые на этом сайте материалы.
Мое мнение часто может не совпадать с Вашим или мнением редакции AG.